Исторически так сложилось, что в любой из сфер нашей жизни есть определённые закономерности и порядки, но также есть и своего рода феномены, которые эти порядки задают. А порой сами же их и разрушают.
Яркий тому пример — хип хоп, — как музыкальное направление, смог образовать вокруг себя целый культурный пласт — начиная от самой музыки, заканчивая модой и жизненным стилем. Его влияние на культуру коснулось и маркетинга, а также аудиобрендинга в частности, который как никто другой следит за трендами.
Но обо всём по порядку.
Немного об истории становления самого стиля.
Конечно же существует масса информации о том, как образовался хип хоп, о том как формировалась эта культура, как разрасталось её влияние: от бедных американских кварталов до лучших концертных залов мира. Об этом написаны целые книги и посвящены порталы в сети. Мы пройдёмся по историческим вехам широкими мазками, дабы сохранить логику повествования.
Итак, что же такое хип хоп? Это синтез речитатива и цикличного ритма. Изначально музыкальная партия, как правило, строилась на основе совмещения (микса) двух (или более) заимствованных мелодий из популярных в то время диско или фанка, превращаясь во что-то новое и самобытное. Речитатив же зачастую придумывался на месте (всем известный фристайл) соответственно мелодии заданной диск жокеем.
Первой самостоятельной хип хоп композицией принято считать «Rapper’s Delight» 1979 года за авторством Sugarhill Gang. Трек моментально произвёл фурор на американском музыкальном рынке и стал трендсеттером для основного месседжа хип хопа: рассказать о трудной жизни американской черни, о сексуальных и личных проблемах тогдашней молодёжи и, конечно, о желании выбиться в мир и разбогатеть.
Далее хип хоп как музыкальной жанр начал лавировать между популярными музыкальными стилями чередующихся эпох, попутно впитывая всё лучшее и подмечая уместное для себя: ломаный ритм от английского брейкса 80-х, глубокий вайб от ямайского даба, синтезаторную мелодику от европейской хаус музыки. Тексты становились серьёзней, обрастая жирной коркой глобальных социальных проблем, межрасовых конфликтов и идеологических противостояний.
Так хип хоп вылупился из яйца нью-йоркского андерграунда и пустился в полёт из мелких потных клубов к просторам и размаху стадионов и всемирно известных концертных площадок, сохраняя однако тот самый флёр беспризорного хулиганства неблагополучных районов.
И вот тут-то мы и приходим к самой важной для нас исторической отсечке в судьбе этого музыкального жанра. К формированию хип хопа как стиля жизни.
Стремительно двигаясь вверх и набирая популярность по всему миру, хип хоп начал обрастать своими традициями, символикой и социально-культурными принципами.
Говорим хип хоп — и сразу перед глазами всплывают граффити, дворовые баскетбольные площадки, уличные танцевальные и рэп баттлы и, естественно, широкие штаны, кроссовки, банданы.
Феноменальный успех хип хопа было просто непозволительно не использовать в коммерческих целях. И, конечно, бизнес не упустил возможность стимулировать свои продажи в различных сферах.
Благодаря своей узнаваемости и чёткому ассоциативному ряду, хип хоп является двигателем не только собственной музыки и культуры, но и сопряжённых с ним сфер: спорта, танца, моды, кинематографа.
Аудиобрендинг, выстроенный на культурном коде хип хопа, практически всегда приносит успех.
Крупнейшие игроки на рынке спортивной и уличной одежды, такие как Nike, Adidas, Reebok, формируют свой образ используя именно хип хоп музыку как музыкальный и культурный якорь. Модные коллекции и ежегодные коллаборации этих брендов с известными хип хоп исполнителями уже стали традицией. А стоимость некоторых моделей кроссовок, так называемых лимитированных серий, достигает нескольких тысяч долларов.
Лицами рекламных роликов и промо-кампаний огромного количества всемирно известных брендов неизменно выступают популярные рэперы. И здесь можно упомянуть не только одежду, но и автомобильную промышленность, и ювелирный бизнес и много-много что ещё.
Баскетбол — это вообще спортивный побратим хип хопа. Вся индустрия этого вида спорта неизменно опирается на музыку чёрных кварталов: в перерывах на баскетбольных матчах, в рекламе, в компьютерных играх.
Что самое парадоксальное, влияние хип хопа на формирование образа брендов, и даже целых социальных течений, не перестаёт быть актуальным и по сей день, держась на плаву вот уже практически три десятка лет. И эта формула успеха до сих пор рисует перед собой огромные перспективы.
Безусловно, сам стиль видоизменяется, меняются лица, целевая аудитория, меняются маркетинговые подходы.
Неизменным остаётся только одно: синтез речитатива и цикличного ритма. И этот ритм продолжает качать: миллионы людей на танцполах; и миллионы банкнот на финансовых рынках.
Читать ещё по теме: Что такое аудио брендинг
Все новости